Группа компаний КАМАЗ

Группа компаний КАМАЗ
Группа компаний КАМАЗ

22 июня 2016
В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Строительство заводов и города:

Почетный знак «Ударник строительства КАМАЗА»

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970-1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).

Производственный корпус

Завод двигателей

Одна из магистралей к корпусам

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м? или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.

Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-ти этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х-1980-х годах.

Проектирование и запуск производств

Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).

Также, к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) — производство коробок переключения передач.

Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КАМАЗ 5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6x4) и ЗИЛ-175 (4x2) разработки Московским автомобильным заводом им. И. А. Лихачева и Ярославским моторным заводом в 1967—1969 годах.

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.
[править]
Выпуск автомобилей

Базовый бортовой грузовик КАМАЗ-5320

Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года — бортовой КАМАЗ-5320. Этот автомобиль сохранился, он был передан потребителям, долгое время работал в Башкортостане, позже был выкуплен музеем завода и восстановлен, оставлен в качестве музейного экспоната[3].

В конце года 29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией. Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на треть (22 000).

Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.

В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.

«Ока»:

На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль (ВАЗ-1111 «Ока») был выпущен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей «Ока»).

В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. То есть, за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством[4]. Составляя треть грузового автопарка страны КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.

В 1990 году на базе заводов КамАЗа создаётся одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза — ОАО «КАМАЗ».

Пожар 1993 года

14 апреля 1993 года начался пожар на Заводе двигателей КАМАЗа. Он охватил всё предприятие, уничтожив основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен.

Ущерб автомобильному производству России был огромен, при поддержке правительства Татарстана и Российской Федерации предприятию удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тыс. двигателей, а также ввести в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование для производства силовых агрегатов. В декабре 1993 года завод двигателей снова начал выпускать продукцию.
[
1990-е

В 1990-х годах в связи с общим спадом производства в России и финансовыми затруднениями, на заводах КАМАЗа сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Огромные мощности фактически простаивали, отчего, в первую очередь, страдало население города, так как КАМАЗ всегда являлся градообразующим предприятием.

К концу 1990-х усилиями руководства предприятия, при поддержке правительств России и Татарстана, удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности.

30 августа 1999 года с конвейера КАМАЗА сошёл 1600000-й большегруз. Завод двигателей произвёл к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.

2000-е:

В 2001 году КАМАЗ впервые за семь лет получил прибыль в 57 миллионов рублей[5].

В 2005 году контрольный пакет акций ОАО «ЗМА» (завод малолитражных автомобилей, производивший легковые автомобили «Ока») был продан группе «Северсталь-Авто».

В 2005 году было создано АО «КАМАЗ-Инжиниринг» — совместное казахстанско-российское предприятие по сборке автомобильной техники КамАЗ для внутреннего рынка Казахстана. За первые дни существования были выпущены с конвейера первый самосвал и вахтовый автобус.

В 2006 году команда «КАМАЗ-мастер» победила во внедорожных ралли «Дакар» в седьмой раз (в пятый раз подряд). За повышение качества производства «КАМАЗ» (новые двигатели соответствуют международным экологическим стандартам «Евро-3») — единственный из представителей машиностроительной области, получил в 2006 году Премию правительства РФ в области качества.

За 2007 год КАМАЗ выпустил 52650 грузовиков, 63200 двигателей и силовых агрегатов — это явилось рекордом последовавших после пожара лет. С конвейера сошёл 1,8-миллионный автомобиль (с начала производства 30 лет назад). Несмотря на недостаточное количество, но учитывая усложнение технологии производства и переход на новые стандарты было заявлено о достижении уровня загрузки производства автомобилей в советскую эпоху.

В этом же году на внешних рынках было реализовано рекордное за всю историю экспорта количество техники КАМАЗ — 13444 единицы. Указом Президента России генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С. А. Когогин был награждён орденом Дружбы.

В 2008 году создан Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ-КГТУ(КАИ) — совместный проект ОАО «КАМАЗ» и КГТУ им. А. Н. Туполева, направленный на подготовку технических кадров для КАМАЗа.

В этом же году территорию первенца КАМАЗа — Ремонтно-инструментального завода заняло сборочное производство грузовиков Mercedes (Daimler AG)

2010-е:

Владимир Путин на церемонии схода с конвейера 2-миллионного грузовика КАМАЗ

В 2010 году завод приступил к выпуску сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники под торговой маркой CNH (Case New Holland, принадлежащая FIAT Group, — один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной и строительной техники). Согласно соглашению между ОАО «КАМАЗ» и CNH, образованное совместное предприятие «Си-Эн-Эйч-КАМАЗ Индустрия» (CNH-KAMAZ Industrial BV) должно выпускать до 4000 единиц техники в год, включая семейство комбайнов с двигателями мощностью 300 л.с., два вида тракторов с двигателями мощностью 300—535 л.с. и строительную технику[6].

После значительного сокращения объёмов производства в 2009—2010 годах, вызванного финансовым кризисом 2008 года, завод начал наращивать темпы выпуска продукции. В 2011 году было реализовано более 45 тысяч грузовиков, что на 40 % выше, чем в 2010 году[7].

15 февраля 2012 года с конвейера КАМАЗа сошёл 2-миллионный грузовик. Юбилейной машиной стала модель из тяжёлого семейства грузовых машин повышенной грузоподъёмности — КАМАЗ 6522[7].

В 2012 году на территории Ремонтно-инструментального завода начат демонтаж корпусов производства ремонтного литья (ПРЛ)

Собственники и руководство

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд рублей. Акционеры завода по состоянию на июнь 2010 года[8]:
49,9 % акций принадлежит государственной корпорации «Ростехнологии»;
27,3 % контролирует компания «Тройка Диалог»;
11 % принадлежит компании Daimler (пакет в 10 % был продан «Даймлеру» компанией «Тройка диалог» за $250 млн в начале декабря 2008 года);
4 % контролирует Европейский банк реконструкции и развития.

В то же время, у «КАМАЗа» имеется много миноритарных акционеров (свыше 76 тыс. физических лиц)[9].

В начале марта 2008 года был избран совет директоров КАМАЗа, в который вошли 15 человек, в том числе[10]:
Мэр г. Набережные Челны (с апреля 2010 г. — Премьер-министр Татарстана) — Ильдар Шафкатович Халиков,
Начальник управления Росимущества — Иван Викторович Аксёнов,
Генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Викторович Чемезов.

Высшие руководители

1969−1981 — Васильев, Лев Борисович, Генеральный директор ПО «КамАЗ»
1981?1987 — Фаустов, Василий Алексеевич, Генеральный директор ПО «КамАЗ»
1987?1991 — Бех, Николай Иванович, Генеральный директор ПО «КамАЗ»
1991?1997 — Бех, Николай Иванович, Президент, генеральный директор ОАО «КамАЗ»
1997?2002 — Костин, Иван Михайлович, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
2002? н.в. — Когогин, Сергей Анатольевич, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ»

Фирменные обозначения

Самосвал КАМАЗ-55111 на стройке в Польше

Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путём преобразования Производственного объединения «КАМАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года. Он стал одним из крупнейших предприятий СССР.

Ранее название предприятия неоднократно менялось:
В 1969-1973 годах — оно именовалось Камский автомобильный завод — дирекция Камского автомобильного завода (пользовались двумя названиями в равной степени);
С 1973 года — Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей;
C 1976 года — Производственное объединение «КамАЗ».

ОАО «КАМАЗ», начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КАМАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак). Данные товарные знаки признаны общеизвестными на территории Российской Федерации, решениями Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря 1999 года[11].

Ранее использовавшееся наименование «КамАЗ» более не употребляется. Например, в настоящее время как фирменное наименование, так и марки автомобилей на продукции пишутся в верхнем регистре, например: «бортовой тягач КАМАЗ-43114»[12].

Деятельность

ОАО «КАМАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения в составе 16-ти специализированных заводов на территории РФ и стран СНГ, из них 9 — в Набережных Челнах. Помимо разработки и производства предприятие занимается сервисным обслуживанием грузовых и легковых автомобилей, внутренней и внешней торговлей и другими видами деятельности.

Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкортостан) производятся автобусы.

Сервисный центр КАМАЗа в Туркменистане

Также имеются зарубежные производственные мощности в следующих странах: Азербайджан, Ангола, Афганистан, Венесуэла, Вьетнам, Индия, Иран, Казахстан, КНДР, Никарагуа, Пакистан, Панама, Польша, Саудовская Аравия, Судан, Туркменистан, Украина, Чили, Эфиопия.

Структура группы

ОАО «КАМАЗ» имеет более 110 дочерних и зависимых предприятий, владеет долями в уставных капиталах ещё более 50 различных фирм и предприятий. Вместе они образуют «Группу КАМАЗ».

В группу входят:
Автомобильный завод (Набережные Челны)
Металлургический комплекс ОАО «КАМАЗ»
Камский литейный завод (сейчас один из крупнейших в России[13])
Камский кузнечный завод
Камский автомеханический завод
«Камский прессово-рамный завод»
Завод двигателей ОАО «КАМАЗ»
ЗАО Ремдизель
ОАО «Торгово-финансовая компания „КАМАЗ“»
ОАО «Нефтекамский автозавод» (НЕФАЗ)
ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (Бывший СЗАП г.Ставрополь)
Дилерский центр «Автосила»
ОАО КамазТехОбслуживание
ООО «КАМАЗавтотехника»
ОАО РИЗ (бывший ОАО Камазинструментспецмаш)
ОАО "КИП «Мастер»
ООО «КАМАЗ-ФИНАНС»
ОАО «КАМАЗ-КАПИТАЛ»
Научно-технический центр «ОАО КАМАЗ»
и др.

Показатели деятельности:

Бортовые автопоезда КАМАЗ на трассе

КАМАЗ-сельхозсамосвал на уборке урожая

В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тысяч человек. Производственные мощности подразделений и дочерних отделений с 1 января 2008 года[1]:
Грузовые автомобили — 71 тыс.;
Силовые агрегаты — 60 тыс.;
Автобусы — 1,5 тыс.

В 2007 году на экспорт отправлено 13,5 тыс. автомобилей (25,5 % от общего объёма выпуска). ОАО «КАМАЗ» — восьмикратный победитель конкурса «Лучший экспортер Российской Федерации».

Объём производства грузовых машин в 2008 — 51 тыс. машин (падение на 3 %). В сегменте HCV автопроизводитель выпустил 35508 единиц (26,5 % от общего объёма реализации в данном сегменте)[14].

До мирового кризиса за десять месяцев 2008 года предприятия группы ОАО «КАМАЗ» отгрузили своим потребителям товарной продукции на 79 млрд 150 млн рублей. Было выпущено и реализовано: 44 533 грузовых автомобилей (+3,0 % к 2007 году); 58 585 двигателей и силовых агрегатов (+12,3 % к 2007 году).

Выручка группы в 2010 году по МСФО составила 73,77 млрд руб. (в 2009 году — 60,1 млрд руб., в 2008 году — 96,348 млрд руб.), чистый убыток — 889 млн руб. (в 2009 году чистый убыток 2,6 млрд руб., в 2008 году чистая прибыль 1,065 млрд руб.)[15][8][16].

За отчетные 12 месяцев 2011 года КамАЗ получил чистый убыток в 1 млн евро по МСФО, а по РСБУ получилась прибыль 66,66 миллионов рублей. Убытки концерна Daimler AG от долевого участия (15 %) в российском ОАО «КамАЗ» по итогам 2011 г. составили 35 млн евро.Объём выпуска грузовых автомобилей и шасси[17][18][19]

Год Объём выпуска
2011 45189
2010 32172
2009 23062
2008 51006

Планы развития:

21 ноября 2008 ОАО «КАМАЗ» рассмотрело возможность создания сборочного производства на Кубе. Планируется, что объём производства там составит 500 автомобилей в год[20].

Продукция

Седельный тягач КАМАЗ 5410 с полуприцепом

Полноприводной КАМАЗ 4326 (4х4)

Спортивный КАМАЗ 4326 (4х4) на ралли-рейде «Симбирский тракт»

Военный КАМАЗ 6350 системы залпового огня

Военный КАМАЗ 6560 зенитной системы Панцирь-С1

Бронемашины КАМАЗ

Бронемашина КАМАЗ БПМ-97

трактор КАМАЗ CMAX85

КАМАЗ выпускает следующий ряд грузовых машин:

Бортовые
КАМАЗ 4310 (6х6)
КАМАЗ 43105 (6х6) — снят с производства
КАМАЗ 43114 (6x6)
КАМАЗ 43118 (6х6)
КАМАЗ 43253 (4х2) среднетоннажный низкопрофильный
КАМАЗ 4326 (4x4) семейства «Мустанг»
КАМАЗ 4355 (6x6) семейства «Мустанг»
КАМАЗ 5320 (6х4) — снят с производства
КАМАЗ 53208 (6х4) газобаллонный — снят с производства
КАМАЗ 53212 (6x4) — снят с производства
КАМАЗ 5325 (4x2) — снят с производства
КАМАЗ 65117 (6x4)

Седельные тягачи
КАМАЗ 44108 (6x6)
КАМАЗ 5410 (6x4) — снят с производства
КАМАЗ 54115 (6x4)
КАМАЗ 5460 (4х2)
КАМАЗ 6460 (6х4)
КАМАЗ 65116 (6х4)
КАМАЗ 65225 (6x6)
КАМАЗ 65226 (6x6)

Самосвалы
КАМАЗ 43255 (4х2)
КАМАЗ 45141 (6x6)
КАМАЗ 45142 (6x4) — "сельхозник"
КАМАЗ 45143 (6x4) — "сельхозник"
КАМАЗ 53605 (4х2)
КАМАЗ 5511 (6х4) — снят с производства
КАМАЗ 55111 (6х4) — снят с производства
КАМАЗ 65115 (6х4)
КАМАЗ 65111 (6х6)
КАМАЗ 6520 (6х4) — базовая модель семейства повышенной грузоподъёмности[21]
КАМАЗ 65201 (8х4)
КАМАЗ 6522 (6x6)
КАМАЗ 6540 (8х4)

Спортивные
КАМАЗ 4911 (4х4)
КАМАЗ 4925 (6х6)
КАМАЗ 4326-9 (4х4)
Шасси, широко используемые для специализированных и военных автомобилей
КАМАЗ 4308 (4х2) среднетоннажный низкопрофильный
КАМАЗ 4310 (6x6)
КАМАЗ 43114 (6x6)
КАМАЗ 43118 (6x6)
КАМАЗ 43253 (4х2) среднетоннажный низкопрофильный
КАМАЗ 4326 (4x4)
КАМАЗ 4355 (6x6)
КАМАЗ 53205 (6х4)
КАМАЗ 53213 (6х4)
КАМАЗ 53215 (6х4)
КАМАЗ 53229 (6х4)
КАМАЗ 53228 (6x6)
КАМАЗ 55111 (6х4)
КАМАЗ 6350 (8x8)
КАМАЗ 65115 (6х4)
КАМАЗ 65117 (6х4)
КАМАЗ 6520 (6х4)
КАМАЗ 6522 (6x6)
КАМАЗ 6540 (8х4)
Трактор (опытный)
КАМАЗ CMAX85 «Выстрел» (4x4)
Бронемашины
КАМАЗ БПМ-97 «Выстрел» (4x4)

Спорт

Спортивные КАМАЗы перед стартом

Спортивный КАМАЗ на этапе ралли Лиссабон-Дакар 2006 года

Команда «КАМАЗ-мастер» принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. «КАМАЗы» становились победителями в подавляющем большинстве гонок ралли «Дакар» (ранее «Париж—Дакар») 10 раз:

Список победителей Год Команда Маршрут

Пилот Страна Автомобиль
2013 Николаев Россия КАМАЗ 4326-9 Лима — Сантьяго
2011 Чагин Россия КАМАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес
2010 Чагин Россия КАМАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес
2009 Кабиров Россия КАМАЗ 4326-9 Буэнос-Айрес — Вальпараисо — Буэнос-Айрес
2006 Чагин Россия КАМАЗ 4911 Лиссабон — Дакар
2005 Кабиров Россия КАМАЗ 4911 Барселона — Дакар
2004 Чагин Россия КАМАЗ 4911 Клермон-Ферран — Дакар
2003 Чагин Россия КАМАЗ 4911 Марсель — Шарм-эль-Шейх
2002 Чагин Россия КАМАЗ 49256 Аррас — Мадрид — Дакар
2000 Чагин Россия КАМАЗ 49252 Париж — Дакар — Каир
1996 Московских Россия КАМАЗ 49252 Гранада — Дакар

Источник:  http://ru.wikipedia.org/wiki/КАМАЗ

Возврат к списку

Оставить заявку

Получить консультацию специалиста