КамАЗы семейства "Мустанг"

КамАЗы семейства "Мустанг"
КамАЗы семейства "Мустанг"

22 июня 2016
Такими автомобилями стали КамАЗы семейства "Мустанг" - КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-5350 (6х6) и КамАЗ-6350 ( 8х8 ). Разработка этих машин началась после выхода соответствующего постановления Правительства от 24 июня 1987 года. Министерство обороны поставило задачу: создать автомобили грузоподъемностью 4, 6 и 10 тонн для перевозки личного состава и воинских грузов, а также буксировка прицепов и прицепных систем массой от 6 до 12 тонн.

С возможностью выполнять поставленные задачи на дорогах всех типов и ландшафтов, при температурном режиме от -45 до +40°C. Автомобили должны сохранять свои ТТХ в горной местности -на высоте до 4000 м. над уровнем моря и иметь способность преодолевать перевалы высотой более 4600 метров. МО имело дальний прицел - то есть, автомобили семейства "Мустанг" планировались изначально как универсальные грузовые авто с унификацией внутри семейства не менее чем на 85%.

Шасси должно эксплуатироваться не только с грузовой платформой, но и с вооружением оперативного и тактического звена, и другими специфическими армейскими надстройками. Первые автомобили, ставшие прототипами серийных, были созданы в начале 90-х годов, но из-за развала СССР существенной задержки в выпуске невозможно было избежать.

Поэтому первые 9 автомобилей (по 3 единицы каждого вида) были собраны и выпущены только в 1995 году. На удивление, машины не имели особого грифа секретности, их продемонстрировали на Нижегородской выставке-ярмарке «Вооружение. Военная техника. Конверсия». После чего вездеходы прошли полный цикл испытаний при участии 3021-го военного представительства Минобороны. Семейство «Мустанг» впитало в себя лучшие технические решения серийных автомобилей: зависимая рессорная передняя подвеска; балансирная, (на полуэллиптических рессорах) задняя подвеска; дифференциальная, с постоянно включенными мостами и встроенным демультипликатором, с блокировкой межосевого дифференциала "раздатка".

Применены ведущие мосты с двухступенчатыми редукторами, передние — с шарнирами равных угловых скоростей, задние — с блокировкой межколесных дифференциалов. В рулевом управлении применен ГУР типа винт, произведена система герметизации и сапунирования агрегатов и узлов грузовика; установлена усовершенствованная система тормозов. Задача по возможности эксплуатирования новых военных грузовиков в климатических зонах от тропиков до Арктики и Антарктики была выполнена.

На пути решения этого вопроса возникла масса трудностей, в том числе и решение о разработке новых красителей, масел, применяемых материалов. Предусмотрены различные варианты отбора мощности двигателя, раздаточной коробки и КПП. Разработанный механизм отбора мощности позволил передавать 100% мощности на стоянке и 40% — в движении.

Изначально вездеходы стали комплектовать моторами, сертифицированными по нормам «Евро-1» серий 7405 и 7406: КамАЗ-4350 — двигателем 740.11-240, КамАЗ-5350 — 740.13-260 и КамАЗ-6350 — 748.10–320. Двигатели агрегатировались механическими КПП с демультипликатором: 5-ступенчатые у КамАЗ-4350 и КамАЗ-5350, 8-ступенчатую модели КамАЗ-161 — у КамАЗ-6350. Некоторые КамАЗ-6350, из соображений гражданского использования, комплектовались немецкими механическими 16-ступенчатыми КПП ZF.

Также в середине 1990-х по специальному заказу для грузовиков «Мустанг» на ПО «Нижнекамскшина» были созданы радиальные шины переменного внутреннего давления «Кама-1260» (425/85 R21). Изменение давления в шине от 0,45 МПа до 0,1 МПа увеличивало опорную поверхность шины в 2,5 раза. Это позволило, совместно с установкой усиленной рамы и новых ступичных узлов колес увеличить грузоподъемность военных вездеходов. Далее «Мустанги» стали оснащать модернизированными кабинами с улучшенным интерьером и увеличенной высотой крыши с люком.

Трехместная кабина располагала спальным местом и местами для снаряжения и оружия военнослужащих, всяческого специального оборудования. С 1999 года грузовики семейства "Мустанг" были объявлены приоритетным видом автомобильной техники для подразделений Минобороны и МЧС России. Машины получили "зеленый свет" для освоения в серийном производстве.

Но из-за системного кризиса «Мустанги» практически не собирались, только небольшая партия шасси КамАЗ-6350 была поставлена по специальному заказу дляодной из нефтедобывающих компаний. К счастью, экономические неурядицы не прекратили работ над усовершенствованием машин. Автомобили семейства получили однодисковое усовершенствованное сцепление, 10-ступенчатую КПП, усиленные раздаточную коробку и карданные валы с торцевыми шлицами, генератор мощностью в 2 кВт., реактивные штанги с резинометаллическими шарнирами. Автомобили КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350 были усовершенствованы (доработка шасси) - теперь можно было использовать сменные кузова контейнерного типа. На крыше кабины был установлен круглый люк диаметром 680 ии. - для ведения огня и экстренной эвакуации экипажа.

Периодичность ТО была увеличена до 15000 км., а гарантийный пробег - до 45 000 км. В 2002 году прошедшие обновление автомобили семейства «Мустанг» — КамАЗ-4350, КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350 с улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками прошли последние испытания и приказом Министра обороны в августе 2002 года были приняты на снабжение Вооруженных Сил РФ.

С 2003 года грузовики семейства "Мустанг" стали комплектоваться двигателями уровня «Евро-2»: КамАЗ-4350 — получил двигатель 740.31–240, КамАЗ-5350 — 740.30-260 и КамАЗ-6350 — 740.50-360. Все эти моторы оснащены турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» с высотным корректором подачи топлива, что дало возможность использования грузовиков в условиях высокогорья (до 4500 м) практически без потери мощности. В плане экономии топлива была получена выгода порядка 15–20%. Моторы оборудованы специальными системами для запуска при отрицательных температурах воздуха до -50°С. В качестве опции, для защиты экипажа от стрелкового оружия и осколков снарядов предусмотрена установка цельносварной бронированной кабины с уровнем бронезащиты класса 3 и 5«А» — с наружным или скрытым бронированием. Также шасси КамАЗ-6350 имеет возможность комплектации баком повышенной прочности объемом до 500 л. с подогревом топливозаборника. При необходимости (для гражданских модификаций) кабина может оборудоваться тахографом, автономным воздушным отопителем, модернизированными сиденьями анатомической формы, панорамным ветровым стеклом и прочими доп-функциями. Первая партия из 7 комплектов автомобилей «Мустанг» по заказу Министерства обороны РФ была изготовлена на «КамАЗе» в 2003 году.

Также были и гражданские заказы - всего было построено около 30 экземпляров вездехода КамАЗ-6350 ( в 2003 году). Начиная с 2004 года завод выпускает по 7—9 «четырехосников» в месяц, в условиях экспериментального цеха. КамАЗы семейства "Мустанг" выиграли в конкурентной борьбе у Урал-5323. КамАЗ-6350 стал по словам начальника ГАБТУ МО РФ генерал-полковника Сергея Маева «полноправным носителем спецнадстроек».

В настоящий момент на базовом шасси автомобиля КамАЗ-6350 уже монтируются многие спецнадстройки для армии, в том числе изделие «Автоматизация-30» (48Я6), изделие «Икар-КДП» с кузовом-контейнером КК6.2.16.2, автомобильные кухни-столовые КСА-200-02-6350, ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и прочие системы.


Возврат к списку

КамАЗы семейства "Мустанг"
·Карта сайта

Оставить заявку

Получить консультацию специалиста